Схема 1. Мошенники, выдавая себя за специалистов известных телекоммуникационных компаний, используют различные уловки, чтобы получить контроль над аккаунтом человека на портале "Госуслуги".
Злоумышленники связываются с потенциальной жертвой по телефону и утверждают, что ее существующий договор скоро истекает и требуется его продление, иначе их номер передадут другому абоненту. Они уверяют, что нет необходимости идти куда-либо, все можно сделать по телефону. Для этого жертве предлагается продиктовать код из смс и перейти по ссылке, где предстоит ввести еще один код. По факту, человек не продлевает свой бессрочный договор, но передает мошенникам доступ к своему личному кабинету на портале "Госуслуги" и всю свою персональную информацию, хранящуюся на этом сайте.
Мошенники, выдавая себя за операторов связи, также, помимо этого, преследуют и другую цель. Они звонят жертве и предлагают ей сменить тарифный план, подключить новые опции или заменить сим-карту. Для выполнения любого из этих действий абоненту необходимо продиктовать код из смс, присланной на его номер. С помощью этого кода злоумышленники получают доступ к личному кабинету пользователя на официальном сайте оператора. Как только они получают доступ, они настраивают переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой собственный номер. Это делается для того, чтобы злоумышленники могли подтверждать различные операции, включая вывод средств с банковских карт абонента или оформление кредита на его имя.
Совет. Помните, что вы всегда можете обновить свои персональные данные, обратившись за помощью лично в офис оператора связи или в личном кабинете на его официальном сайте (но не переходя по ссылке из смс). Никогда не сообщайте никаких личных данных незнакомым людям по телефону. Если у вас возникают сомнения, позвоните на номер оператора связи, указанный на их официальном сайте.
Схема 2. Предложения от лжеброкеров
Существует несколько вариантов обманных схем, которые привлекают людей своим обещанием легких денег. В первом случае, злоумышленники контактируют с потенциальными инвесторами через социальные сети или по телефону, представляясь сотрудниками известных инвестиционных компаний. Они предлагают открыть "брокерский" счет и вложить не менее 10 000 рублей, обещая доход в размере не менее миллиона. Однако, как только "инвестор" желает вывести средства, возникают проблемы. Лжеброкеры утверждают, что это сложно сделать, и требуют пополнить счет еще раз на определенную сумму, оплатить "страховку" или размещение валюты в "европейской ячейке", а также найти поручителя или зарегистрировать его в Минфине России. В результате, инвестор теряет свои деньги и надежду на будущие миллионы.
Во втором варианте обманных схем, злоумышленники привлекают потенциальных жертв письмами на электронную почту, имитируя стиль и логотипы известного банка. В письме предлагается участие в "выгодной" онлайн-кампании, для чего жертве предложат пройти опрос и ввести данные своей банковской карты. Аферисты затем спишут деньги с этой карты.
Также, мошенники могут обмануть уже опытных инвесторов, представляясь финансовыми организациями и предлагая "разблокировать" замороженные активы, офшорные счета и т.д. При этом, они просят перевести оплату на счет компании, которая, как утверждают, поможет вернуть средства. После перевода, аферисты обещают инвестору получить вдвое больше денег на свой банковский счет.
Совет. Чтобы избежать попадания в ловушку инвестиционных мошенников, нужно следовать нескольким простым правилам:
· Проверить сайт инвестиционной компании или брокера, обратив внимание на реквизиты и наличие лицензии Банка России.
· Отказаться от услуг компании, если они требуют перевод денег на карту физического лица или через электронный кошелек.
· Обязательно заключить договор и запросить отчет об оказании брокерских услуг.
· Быть осмотрительным и не верить обещаниям гарантированного высокого дохода в короткие сроки.
Схема 3. Взаимодействие с работодателем
Собеседование с предстоящим работодателем может вызывать нервозность и тревогу. Время от времени мошенники пользуются этой неуверенностью соискателей и крадут их личные данные непосредственно во время онлайн-встречи. Маскируясь под будущего работодателя, мошенники проводят собеседование и требуют, чтобы кандидат заполнил анкету прямо во время видеоконференции. Один из пунктов анкеты – номер банковской карты и другая конфиденциальная информация. Злоумышленники обещают воспользоваться этой картой для оплаты услуг. Для предотвращения утечки информации, они активируют функцию записи экрана. Иногда мошенники просят указать данные нескольких банковских карт, представляя, что некоторые из них не будут приняты бухгалтерией.
Важно отметить, что в действительности, вместо пополнения средств на банковскую карту соискателя, происходят списания, а наниматься на работу его так и не собираются.
Быть в поиске работы может привести не только к финансовым потерям, но и нарушению закона, совершению действий, которые можно назвать "дроппингом". В настоящее время именно этот мошеннический сценарий становится особенно популярным, а студенты и пенсионеры становятся его жертвами. "Дропперы" или "дропы" (от английского "drop" – бросить, капать) представляют собой подставные лица, задействованные в незаконных схемах вывода средств с банковских карт. Часто жертва даже не подозревает, что она стала частью криминальной схемы. Ведь объявление о работе, на которую она устраивается, не вызывает подозрений. А сам предполагаемый работодатель после собеседования предлагает договор, оговаривает условия работы, сроки выполнения заданий и другие важные моменты. Варианты работы могут быть самыми разнообразными.
Совет. Критически оценивайте предложение от потенциального работодателя и изучайте отзывы о компании. Не попадайтесь на обещания быстрой и легкой прибыли с минимальным вложением времени. В процессе взаимодействия с ними сохраняйте хладнокровие, не поддавайтесь эмоциям, а главное - берегите свои данные, доступ к которым просят предоставить.
Схема 4: Мошеннические звонки или сообщения от знакомых
Одна из тактик злоумышленников заключается в рассылке сообщений, в которых просят одолжить деньги близким или друзьям. Иногда мошенники идут еще дальше, играя на эмоциях жертвы и утверждая, что ее родственник попал в беду. Если раньше аферисты вынуждены были устраивать театральное представление, подделывая голос, то теперь искусственный интеллект берет на себя эту функцию. Злоумышленники взламывают аккаунт пользователя, скачивают голосовые сообщения и на их основе генерируют монолог для дальнейшего обмана.
Существует и другой "безобидный" сценарий, в котором просится проголосовать за детей или племянников в детском конкурсе. Злоумышленники отправляют ссылку для голосования со взломанного аккаунта владельца, за которой скрывается вирус, который откроет им доступ к вашему устройству.
Совет. Не переходите по неизвестным ссылкам, даже если они пришли от близких или знакомых. Договоритесь с родственниками о пароле или секретном вопросе, который нужно назвать, если разговор покажется подозрительным. Такой шаг поможет раскрыть намерения мошенника.
Схема 5. Оплата услуг по фейковому QR-коду:
В настоящее время достаточно навести камеру на QR-код, чтобы получить нужную услугу или оплатить товар. Например, это можно использовать для аренды самоката или портативного зарядного устройства. Однако, вместо приятной поездки и заряженного телефона, можно обнаружить пустой банковский счет. Все дело в том, что подобный QR-код не ведет на официальный сайт сервиса, а на поддельный ресурс, через который мошенники получают доступ к деньгам и данным карты.
Совет. При оплате услуги рекомендуется использовать только официальное приложение сервиса, а не камеру вашего гаджета.
Схема 6. Звонки и сообщения из банка:
Наряду с угрозами о мошенническом оформлении кредита на чужое имя или подозрительными операциями по банковской карте, появились новые схемы мошенничества. Лже-специалисты техподдержки финансовых организаций предлагают установить на смартфон приложение для обнаружения вирусов. Однако, такое приложение на самом деле не существует. Это вредоносное ПО, которое угрожает доступом к телефону и личным данным жертвы. Еще один распространенный сценарий - предложение помощи в сохранении денежных средств. Мошенники, выдавая себя за сотрудников Банка России, информируют жертву о попытке кражи средств со счета. Чтобы спасти деньги, предлагается перевести средства на "безопасный" счет в ЦБ РФ. По их легенде, это временная мера во время расследования преступления. Затем обещают вернуть всю сумму наличными в офисе Банка России в Москве. Для убедительности, жертве отправляют SMS с подтверждением от официального номера регулятора - 300. Регулятор отмечает, что за сентябрь 2023 года несколько десятков пострадавших обратились с жалобами на потерю средств в результате такой мошеннической схемы.
Совет. Доверяйте только официальным ресурсам финансовых организаций. Если вам звонят сотрудники банка и разговор вызывает подозрения, перезвоните на официальный номер, указанный на сайте финансовой организации. Там же вы найдете ссылки на официальные банковские приложения, которые можно скачать.
Схема 7. Звонки и сообщения от государственных ведомств:
Часто мошенники контактируют с людьми, представляясь сотрудниками ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС, Социального фонда России или портала "Госуслуги".
Самой популярной уловкой является предложение получить государственную выплату. Классическая схема такова: вы предоставляете данные своей карты, а они переводят вам деньги. Существует и другой сценарий. Например, звонок от представителей следственных органов или Росфинмониторинга с угрозой блокировки счета, на котором якобы зарегистрированы подозрительные операции. Чтобы предотвратить блокировку, мошенники требуют уплатить штраф. Для убедительности они могут даже прислать квитанцию на официальном бланке ведомства.
Совет. Помните, что указанные ведомства не имеют полномочий арестовывать денежные средства, не предоставляют платные услуги по оформлению документов и не отправляют подобные сообщения по телефону или мессенджерам. Если вы получили подобные сообщения - проигнорируйте их и обратитесь непосредственно в государственную организацию.